|
|
Съемки против источника света или "...Ой! Почему я черный?!"
Однажды, один мой знакомый показал мне только что отснятые им кадры новым, дорогим цифровым фотоаппаратом. Они были ужасны: на фоне голубого неба обрисовывались черные лица. Неужто надо новую камеру "сдавать" в гарантийный ремонт? Примерно вот так выглядели эти кадры.
В чем же дело? Или на самом деле что-то не так с фотоаппаратом? Лицо можно было разглядеть, только выкрутив яркость монитора до упора. Но не надо торопиться с выводами: возможно, все не так плачевно. Давайте разберемся, как работает цифровой фотоаппарат. Условно, его можно разделить на несколько блоков. Это конечно очень условное разбиение и очень грубое описание, но оно поможет нам разобраться в сути происходящего. Итак, наш аппарат состоит из следующих блоков:
1. Светочувствительная матрица.
2. Аналого-цифровой преобразователь (АЦП).
3. Блок процессора.
Светочувствительная матрица, состоит из единичных фотоэлементов - п икселей (да, да - те самые мегапиксели, о которых так много говорят...). При попадании света на единичный фотоэлемент, на нем начинает увеличиваться электрический потенциал. Причем, чем больше на него попадает света, тем выше потенциал. Но потенциал может увеличиваться не бесконечно: у него есть предел. После того, как матрица засвечена, (улавливаете сходство с "классической" фотографией? Нет? Ну ладно:) процессор поочередно подключает пиксели к АЦП, который преобразует их в числа, и тот же процессор делает из этих чисел графический файл. Ууфф... Но вернемся к нашей матрице. Из всего выше написанного следует, что с одной стороны, чем темнее в момент съемки, тем больше должно быть время засветки матрицы, что бы мы могли хоть что-то рассмотреть, а с другой стороны, чем светлее в момент съемки, тем это время должно быть меньше, что бы не допустить "перезасветки" матрицы. Когда мы нажимаем на кнопочку "съемка", фотоаппарат "оценивает" освещенность и выбирает время "засветки", т.е. выдержку по научному. Многие фотоаппараты делают это по наиболее светлой зоне в кадре. Нетрудно догадаться, что такой зоной будет яркое небо, а не объект съемки. Поэтому, засветка матрицы будет прекращена тогда, когда небо "наберет" полную яркость. Поскольку объект съемки гораздо темнее чем фон (небо), то он получается очень темным, что мы и видим на примере выше. Что же делать? Не снимать против света? А если очень хочется? Например, любимого человека на фоне окна? Или на фоне моря, причем солнце тоже над морем? В инструкции к моему фотоаппарату, предлагалось использовать функцию точечного замера (я думаю, в большинстве современных камер такая функция есть). Это означает, что все параметры будут установлены по точке, которую можно выбрать, например, на лице фотографируемого. Попробуем последовать этому совету:
Уже лучше. Но задний фон бьет по глазам, и он явно испорчен. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост: поскольку все параметры были установлены так, что бы получилось нормальная засветка "по лицу", гораздо более яркий фон "перезасветил" матрицу. Неужели ничего нельзя сделать? Можно! Нужно уровнять по "светимости" лицо и небо. Но как? Ответ к нам приходит из тех времен, когда о цифровых фотоаппаратах еще и не задумывались. Нужно принудительно включить вспышку. Да, да, я не оговорился. Включить на солнце вспышку! Этот прием называется "Подсветка переднего плана". Давайте пробовать:.
Значительно лучше! (Выражение лица не в счет - было очень жарко). Но есть одно существенное ограничение, накладываемое методом: снимаемый объект должен находиться в зоне действия вспышки, а это, как правило, 3-4 метра, не более. Во всех остальных случаях следует пользоваться штатными функциями аппаратов, например установка по точке или фиксация параметров на чем-нибудь сопоставимым по светимости со снимаемым объектом. Если чувствуете себя достаточно уверенным, можете вручную установить большое время выдержки, если конечно ваш фотоаппарат позволяет это сделать. И еще пару слов напоследок.
- Не наводите фотоаппарат на солнце, это может повредить матрицу.
- Делайте побольше снимков и дублей, это позволит вам быстрее совладать с фотоаппаратом.
- Все вышеописанное не относится к "мыльницам", т.е. фотоаппаратам без каких-либо ручных режимов |
|
|