Контраст решает все

Любая коррекция фотографии есть изменение контраста. Изменением контраста можно корректировать фотографию. Рассмотрим возможности улучшения снимка с помощью манипуляций контрастом в программе Адоби Лайтрум.

Конечно, кадрирование, убирание красных глаз, пылинок со снимка не затрагивает контраст кадра. Увеличение краевой резкости и шумоподавление влияют на микроконтраст и сейчас нами не будут рассматриваться.

Но все другие проблемы: яркость, искажение цвета — имеют решение. Лайтрум удобен и эффективен в исправлении контраста. Одной цели в нём можно добиться несколькими путями. Некоторые из них мы и рассмотрим.

Источник проблемы

Фотокамера не знает, каким должен быть контраст. Поэтому глядя на снимок, мы часто недовольны изображением. С другой стороны, фотограф может даже не догадываться, что у кадра есть потенциал улучшения. Его выявит только опыт или анализ гистограммы.

Компактные фотокамеры

Контраст в компактах, как правило, завышен. Картинку нужно «приукрасить», полагают производители, пускай и в ущерб её технической корректности. Зачастую, встроенная программа не справляется с обработкой снимка, а мощность внутреннего процессора мала. Экспонометр склонен «привирать» в сторону увеличения яркости. Отсюда частая потеря деталей в светах. Бывают отклонения и в тёмную сторону. Ограниченная фотоширота ёмкой матрицы компакта физически не позволяет зарегистрировать всю информацию. Одновременные провалы светов и теней не редкость при съёмке цифромыльницей.

Зеркалки

Ошибки экспонометра зеркальной камеры реже. Могут быть «запрограммированные» пересветы. Проблема решается введением постоянной отрицательной экспопоправки. Съёмка в Raw формат даёт «сырую» заготовку, отрицающую любую «самодеятельность» камеры. Повышенная информационная ёмкость Raw разрешает более смелые действия при редактировании. Raw формат больше защищён от ошибок автоматического экспонометра. Raw файлы выглядят без дополнительной обработки плоскими и менее привлекательными, чем готовые Jpeg.  Но первое впечатление обманчиво. Raw можно привести к недостижимому для Jpeg виду. Недостаток в том, что со своей фотографией нужно поработать.

Понятная гистограмма

Назначение гистограммы — технически оценить фотоснимок. Она может быть руководителем всего процесса коррекции фотографии. Глядя на гистограмму, можно сказать, что со снимком не так. При этом на глаз проблема может не восприниматься. Проведя дополнительные действия по улучшению кадра мы уже постфактум видим, что возможности улучшения были. Правила для идеальной гистограммы не существует. Мы может делать предположения, что приведя гистограмму к определённому виду, можем расчитывать на улучшение. Однако «неправильная» гистограмма может быть у великолепного кадра. Творческий замысел и механически определённая корректность могут отличаться. Примеры ниже.

Что представляет гистограмма в Лайтруме? Под снимком семь графиков разных цветов. Шесть цветов соответствуют цветным каналам изображения. Серый цвет есть канал яркости фотоснимка.

По горизонтальной оси яркость пикселей, по вертикальной количество (площадь) пикселей данной яркости в фотоснимке.

Первое предположение

Каждый канал должен занять весь диапазон горизонтальной оси. Т.е. график должен начинаться слева и заканчиваться справа, но при этом не примыкать к боковым сторонам. На цветные каналы мы не может прямо воздействовать в Лайтруме. Зато для канала яркости у нас есть несколько инструментов.

Отметим, что мы выдвинули только предположение. Правила в коррекции изображений относительны. Нужно проверить предположение. В большинстве случаев нас ждёт награда в виде более привлекательной фотографии.

На приведенном выше снимке гистограмма имеет пустые области слева и справа. Устраним их.

При проведении коррекции мы смотрели только на гистограмму. Оценив в конце, результат, понимаем, что добились улучшения.

Использованы инструменты Лайтрума: Exposure +0.8, Blacks +12, Contrast +94. Действия выполняются в модуле «проявки».

Второе предположение

Гистограмма не должна прилегать к боковым границам. Высокие графики, прилегающие к границам сигнализируют о возможных потерях информации в светах или тенях. Кроме анализа гистограммы Лайтрум может подсветить проблемные области красным и синим цветом.


Гистограмма примыкает к правому краю. Проблема со светами.


Красным в Лайтруме подсвечены передержанные участки.

Проведём коррекцию: Exposure -0.2, Recovery 100, Contrast +53.

Нам не удалось до конца восстановить детали на небе. Даёт о себе знать 8-битный Jpeg. Но цветные каналы немного отодвинулись влево. На правой стене проявилась текстура.

Гистограмма примыкает к левому краю. Это тёмный участок листвы в правом верхнем углу кадра. Расположение тёмных участков по площади фотографии никак не влияет на смещение пиков на гистограмме. Пики, их величина зависят от размеров тёмных, светлых или однотонных областей

Настройками Exposure +1.5, Fill Fight 13 добиваемся следующего вида.

Магические настройки

Что же за настройки мы вводили, на что они воздействуют? Так или иначе мы влияли на весь контраст изображения, но делали это несколькими способами.

Exposure — сдвиг экспозиции. Затрагивает общую яркость. Двигает всю гистограмму влево или вправо.

Recovery — восстановление светов. Отодвигает гистограмму от правого края, восстанавливает детали в светах.

Fill Light — заполняющий свет. Отодвигает гистограмму от левого края. Восстанавливает и осветляет тени.

Blacks — усиление теней. Тёмные участки становятся ещё темнее, светлые не затрагиваются. Пики в левой четверти соответственно вырастают. Увлечение тенями может привести к потере деталей. Осторожно!

Brightness — яркость. Изменение общей яркости. Двигается вся гистограмма влево или вправо. Однако левая и правая части, достигнув границы, перемещаются «неохотно». Более бережное отношение к светам и теням, чем в инструменте Экспозиция.

Contrast — общий контраст. При повышении тени становятся темнее, света светлее. На гистограмме это выглядит, как «расползание» к левому и правому краям.

Упомянуты базовые инструменты. С их помощью можно выполнять 80% всех задач редактирования фотографии. Тоновая кривая даёт способ прицельного, выборочного влияния на тон. Баланс белого, насыщенность, «резонанс» ведут к изменению контраста отдельных каналов. По гистограмме это хорошо видно. Инструмент «ясность» изменяет локальный контраст объектов. Почти неразличимые ореолы на границах улучшают общее впечатление  от изображения.

Исключения

Для характеристики произведения в изобразительном искусстве и в фотографии применяют термин светлый и тёмный ключ. Чрезмерно тёмное или осветлённое изображение может быть частью замысла автора. Бездумное растягивавание тонового диапазона будет неуместным и разрушит фотографию. Для коррекции такого снимка понадобится более точная тоновая кривая.

В данном случае базовые инструменты контраста неприменимы. Не нужно вытягивать или двигать на гистограмме тени. Помогло выборочное изменение контраста в светах тоновой кривой.

Для освоения

Все изложенные примеры доступны и могут быть освоены обычным фотолюбителем. Понятие контраста не ограничивается знанием кнопки «контраст» в телевизоре или мониторе. В фотографии контраст выявляет глубину снимка, обнаруживает детали в светах и тенях, подчёркивает области только нужного тона. Цветокоррекция приводит к изменению контраста отдельных цветных каналов. Действительно, контраст решает всё.

Для надёжного закрепления материала можно выполнить следующие упражнения.

1. Проанализировать гистограмму и провести коррекцию ста снимков.

2. Снять кадр дважды: в Jpeg и Raw с передержкой 1.3 ступени. Исправить экспозицию средствами Лайтрума, выявить отличия для каждого формата.

3. Для снимка в белом ключе (преобладание светлого) обозначить тёмные детали с помощью тоновой кривой.

4. Восстановить тёмный снимок двумя способами: с помощью Экспозиции и Яркости. Выяснить отличия в гистограмме и в результате.

5. На примере портрета найти разницу между инструментами Насыщенность и Резонанс.

6. Улучшить общий контраст с помощью Экспозиции и Теней.

 

     
Hosted by uCoz