Похоже, потенциал, заложенный в дизайне Minolta DIMAGE 5 и Minolta DIMAGE 7, до сих пор не исчерпан. Как и потенциал того, что можно улучшить и даже исправить. Известные проблемы — повышенный уровень шума, высокое энергопотребление и разогрев аппарата в процессе работы — почти устранены. Концепция же цифровой камеры с несменной, но сильной по возможностям изменения фокусного расстояния оптикой и почти профессиональными возможностями съемки оказалась очень плодотворной. И многолетняя работа (для цифры) по воплощению этой концепции в «металле» привела сначала к созданию Minolta DIMAGE A1 и вот сейчас к Minolta DIMAGE A2.
По моему мнению, по удобству управления в классе 8 Мп камер с несменной оптикой и «сильным» зумом у камеры нет конкурентов. Настоящий ручной привод зумирования и моторизованный ручной привод фокусировки на объективе очень удобны в работе. У конкурентов тоже есть нечто подобное, но обычно и привод зума моторизован, поэтому легко почувствовать «разницу» между мгновенным выбором границ кадра при съемке с Minolta и «задержкой» при съемке другими камерами.

Внешний вид камер Minolta DIMAGE A1 Minolta DIMAGE A2
Обе камеры Minolta DIMAGE А1 и Minolta DIMAGE А2 имеют ряд функций, делающих их эксплуатацию очень удобной. Корпус, управление, поворотный дисплей и видоискатель — это сразу заметные черты. Но есть и другие: «плавный» выбор точки фокусировки практически по всему кадру, увеличение при ручной фокусировке любой части снимка, ручная дофокусировка после срабатывания автофокуса, автоматическое усиление сигнала на дисплее при недостаточном освещении, цифровые фильтры монохромного режима, автоматическая вилка по экспозиции, насыщенности, контрасту, фильтрам, точная подстройка баланса белого, наборы пользовательских настроек, цветовые пространства Adobe RGB и sRGB, «интервальная» съемка, и, конечно, система стабилизации, позволяющая снимать «с рук» на выдержках более длинных (до 3 ступеней), чем обычно возможно для объектива определенного фокусного расстояния.
Наиболее важные отличия A2 от A1 — это 8 Мп матрица, вместо 5 Мп и разрешение видоискателя в 922000 точек, вместо 235000. Камеры так похожи, что в коробке с аппаратом можно обнаружить руководство на русском от А1.
Технические характеристики
Что касается разницы в технических характеристиках, то здесь «вся» разница — 5 грамм. АЦП у предшественника имел даже большую разрядность, а в серийной съемке можно было снимать и TIFF. Какой был объем встроенной памяти у Minolta А1 неизвестно, у Minolta А2 — 64 Мб. Меньше стала и минимальная возможная при съемке светочувствительность — 64 у А2 против 100 у А1, но 1/16000 с выдержу в А2 реализовать не удалось — «всего» 1/4000 с. Это связано не с затвором, а с матрицей. Ведь в Minolta А1 при коротких выдержках ПЗС-матрица быстрого сканирования (progressive scan CCD), которой оснащена фотокамера, руководствуется исключительно данными, полученными от электронного затвора.

Вид сверху — отличий нет, за исключением золотого декоративного кольца на объективе DIMAGE A2.

Вид сбоку. Здесь расположены основные органы управления для настройки съемочных параметров. С помощью центральной кнопки на диске выбора параметра настройки можно проконтролировать глубину резкости.

Вид снизу. На батарейном блоке заметны контакты датчиков включения камеры, если она у вас в руках. Снимая со штатива, автоматику нужно отключить, иначе камера может сама выключить видоискатель (для экономии электроэнергии) в самый ответственный момент.

Органы управления на задней панели. Для включения стабилизации Anti-Shake — кнопка с ручкой. На дисплее камеры есть такой же индикатор (ручка) Anti-Shake. Если он синий — система работает, если белый — следует воспользоваться Anti-Shake, если желтый — система Anti-Shake на сможет компенсировать «тряску», а если красный — камера перегрелась.
Разрешение
Мы сравнили обе Minolta DIMAGE A1 и Minolta DIMAGE A2 в одинаковых условиях. И сразу стало заметно, что матрица DIMAGE A2 менее чувствительна, чем в DIMAGE A1. Причем разница не малая — более 1 ступени. Прочие же параметры, характеризующие изображение, близки.
Если индекс экспозиции эквивалентен ISO 100, то разрешение на пиксель у камер одинаковое. При ISO 800 разрешение на пиксель у A1 даже чуть выше, чем у А2.
Баланс белого и шум
В условиях искусственного освещения система автобаланса белого работает хорошо. Шумы новой матрицы не хуже, чем у A1 и так же при больших значениях ISO имеет характер регулярной структуры. Система подавления работает только с выдержек более длинных, чем 1 с.
Стабилизация
Проверить эффективность работы системы стабилизации оказалось не сложно. Ясно, что при съемке на выдержках, близких к величине, обратной эквивалентному фокусному расстоянию, дрожание рук в большинстве случаев не испортит кадр. Поэтому снимки были выполнены с рук на выдержке, которая, судя по индикатору на дисплее, была «критической» для системы Anti-Shake. При чуть более длинной выдержке индикатор становился желтым. Итак, выдержка 1/50 с с объективом эквивалентным 200 мм.

Уменьшенный кадр. ISO экв 64, t=1/50 c, f=50,7 (200) мм, f/4.

Стабилизация включена. Фрагмент 1:1

Стабилизация выключена. Фрагмент 1:1
Можно говорить, что в данных условиях эффективность системы Anti-Shake 100%.
Глубина резкости и диафрагма
Известно, что для цифровых камер с маленьким регистрирующим элементом, дифракционные эффекты не позволяют существенно диафрагмировать объектив. И потому величину числа диафрагмы, большую 8, встретишь не часто. У DIMAGE A1/DIMAGE A2 предел 11. Следует понимать, что диафрагмирование приводит к увеличению глубины резко отображаемого пространства. Но при этом при любом ограничении светового пучка, происходит «размывание» границ изображения из-за дифракционных эффектов. И когда это «размывание» станет сравнимо с кружком нерезкости, вводимым для определения глубины резко отображаемого пространства, диафрагмирование будет только ухудшать изображение. Но если мы выберем другой (больший) кружок нерезкости, то и предельное число диафрагмы для него станет другим (больше). Для матрицы отправная точка — кружок нерезкости размера отдельной ячейки. Если же мы диафрагмируем больше, чтобы показать глубину пространства, то теряем в мелких деталях даже в фокусе или, другими словами, просто снимаем не 8 Мп (к примеру) камерой, а 5 Мп или 3 Мп и так далее.
Проведенные тесты показали, что реальное разрешение в фокусе и вне фокуса для мелких деталей при f/11 хуже, чем при f/5,6 и f/8, хотя глубина резкости для больших деталей растет.
Скорость
8 Мп кадр это не только большее разрешение, но и больший объем работы, который необходимо выполнить встроенному в камеру компьютеру для преобразования и сохранения изображения. И обычно камеры одного класса с большим размером матрицы (в пикселях) менее скорострельны, чем камеры с меньшим разрешением.
Соотношение в скорострельности между фотоаппаратами Minolta A2 и Minolta A1 не стало исключением — фотокамера Minolta А1 несколько быстрее.
Выводы
При выборе из камер одной ценовой категории, довод в пользу недорогой цифровой зеркалки — возможность установки любого объектива. Но камера с несменной оптикой высокого класса более компактна, а если у нее 7 кратный зум, то необходимости в сменной оптике, скорее всего, не возникнет. Еще один плюс, который был у фотоаппарата Minolta DIMAGE А1 — почти классический дизайн. У кого была подобная проблема — дилемма при выборе цифровой камеры, тот получил еще один повод для размышления. 8 Мп это не 5 и даже не 6, как у большинства зеркалок от 1000 до 2000 usd. А видоискатель разрешением почти в 1 Мп? Это же «почти» зеркало и потому у камеры есть даже режим контроля глубины резкости, чего в этом классе аппаратов почти не встретишь. А зеркалки с несменной оптикой хорошо известны. Так что можно почувствовать себя профессионалом и снимать для печати формата А2 (на что указывается в рекламном буклете цифрового фотоаппарата Minolta DIMAGE А2). А если уж понадобятся другие объективы — камера будет работать с оптическими насадками. Но и без них — 8 Мп это возможности для «большого» цифрового зумирования.
|