В последнее время Casio выпускает сверхминиатюрные камеры с относительно богатым для этой категории набором возможностей. Буква P в серии Exilim, по мнению разработчиков, символизирует профессиональные возможности камер этой серии. Первой камерой в серии была Casio Exilim EX-Р600 с 6 Мп матрицей (тип 1/1,8 дюйма, т.е. с размером 7,18 х 5,32 мм) и с объективом с фокусным расстоянием, изменяющимся от 7 до 28 мм. После, ей на смену пришла Casio Exilim EX-P700, отличавшаяся только числом мегапикселей на матрице, - там их было уже 7.
Для получения отпечатков с полиграфическим качеством в принципе 4 Мп вполне достаточно. Поэтому, вырезая центральную часть кадра, мы получаем возможность виртуально расширить диапазон изменения фокусных расстояний объектива. Однако если считать, что 4 Мп вполне достаточно (этой точки зрения придерживается, в том числе, и фирма Nikon, выпуская свою профессиональную зеркалку Nikon D2H), то можно пойти не по пути увеличения количества чувствительных элементов на матрице, а по пути изменения фокусного расстояния объектива. Кому-то нравится одно, кому-то другое, у каждого подхода есть свои плюсы и свои минусы. Рассматриваемая камера как раз и есть пример реализации этого второго подхода. Объектив стал с 5-кратным изменением фокусного расстояния, от 6,3 до 31,5 мм, по углу зрения это эквивалентно 38-190 для 35 мм пленки. Относительное отверстие при изменении фокусного расстояния меняется в диапазоне 1:3,3 – 1:3,6. У Casio Exilim EX-Р600 (Casio Exilim EX-P700) относительное отверстие менялось в диапазоне 1:2,8 – 1:4,0. Если предыдущий объектив был сделан фирмой Canon, и это было отражено на его оправе, то у рассматриваемой модели по агентурным данным объектив конструкции Minolta. Площадь матрицы несколько уменьшилась (тип 1/2,5"), поэтому требования к разрешению объектива, несмотря на уменьшение количества пикселей, остались практически неизменными. В конструктивном плане главным изменением, определяющим как габариты новой камеры, так и некоторые особенности ее использования, стало то, что размеры объектива остаются постоянными при изменении фокусного расстояния и при фокусировке. Объектив снабжен резьбой для светофильтров и насадок М43. В комплекте с камерой идет небольшая бленда. Диапазон фокусных расстояний камеры легко увеличивается за счет использования насадок, построенных как по принципу трубы Галилея, так и трубы Кеплера.
В последнем случае изображение получается перевернутое. Фокусировка и наводка камеры осуществляется по поворачивающемуся ЖК экрану. При повороте экрана ЖК панелью вперед для съемки автопортретов изображение переворачивается, чуть повернув экран, можно добиться положения, при котором можно снимать не только себя, а использовать трубу Кеплера и видеть неперевернутое изображение. Однако оказалось, что можно перевернуть изображение на экране в любом положении. Для этого достаточно вставить кабель в комбинированный разъем видео - USB. В этом случае изображение, поступающее на видео выход, будет нормальным, а на экране камеры станет перевернутым.
Маленькая по площади матрица предъявляет столь высокие требования к оптической системе, что применение насадок оправдано в случае, если планируется использовать только центральную, примерно 3Мп, часть кадра. На краях наблюдается сильный астигматизм и хроматические аберрации. Астигматизм можно слегка уменьшить, задиафрагмировав объектив трубы Кеплера. При ручной фокусировке возможен "перебег" за бесконечность, что облегчает фокусировку с насадками.
Система с оптическими насадками позволяет перекашивать объектив и фокусироваться на плоскости, не перпендикулярные оптической оси. Впрочем, значительные аберрации, возникающие в данной оптической системе, практически съедают все преимущества фокусировки с перекосом объектива. Возможно, перекос окажется более востребованным, как раз наоборот для уменьшения глубины резкости и создания эффектов, подобных снимкам светосильными объективами при полностью открытой диафрагме. На самом деле в данном случае мы не уменьшаем глубину резкости, а просто перекашиваем плоскость, от которой она отсчитывается.
Макросъемка
Для своих габаритов Casio Exilim EX-P505 обладает рекордными возможностями макросъемки. Фактически ее можно использовать как слайд-сканер, при минимальном фокусном расстоянии можно сфокусировать 35 мм кадр (24х36 мм) на всю площадь матрицы. Однако при этом наблюдается значительная дисторсия, и если планируется использовать камеру как слайд-сканер, то ее придется программно исправлять, что приведет к некоторой потере разрешения, примерно до 4 Мп. Можно добиться уменьшения дисторсии и увеличив фокусное расстояние. Однако в этом случае кадр уже не будет занимать всю площадь матрицы, а только ее центральную часть. В общем, в режиме слайд-сканера Casio Exilim EX-P505 показывает результаты чуть лучше, чем средний планшетный сканер с приставкой для сканирования прозрачных материалов, но хуже дорогих моделей планшетных сканеров или "дешевых" специализированных сканеров для сканирования 35 мм пленки.
Дисторсия (от лат. distorsio - искривление), вид аберрации оптических систем, при которой нарушено геометрическое подобие между объектом и его изображением. Возникает в результате неодинаковости линейного увеличения, даваемого системой, в различных точках поля изображения. Например, изображение прямоугольника приобретает вид подушки или бочки.
Поскольку дисторсия приводит к искажению, а не потере информации, есть надежда ее эффективно исправить программно.
Шумы
Шумы у Casio Exilim EX-P505 больше, чем у P600, но сравнимы или даже меньше, чем у 8 Мп камер
Спектральные характеристики
Снимок люминесцентной лампы с дифракционным фильтром перед объективом особенностей не выявил, как и снимок стандартной таблицы.
Управление и съемка
Традиционно для последних моделей камер Casio информация, отображаемая на экране в процессе съемки, очень богата.
На экране Casio Exilim EX-P505 отображается диафрагма, выдержка, наличие 4х кратного нейтрального фильтра, гистограмма яркостей, фокусное расстояние объектива, диапазон фокусировки при данном фокусном расстоянии, глубина резко изображаемого пространства. Возможны два вида отображения информации, кроме того, есть режим BestShot, который позволяет вызвать установки для большинства стандартных сюжетов. ЖК экран служит для отображения всей информации выбора сюжета и наводки на резкость, однако в яркий солнечный день полноценно работать с ним сложно.
На мой взгляд, камера Casio Exilim EX-P505 лучше приспособлена для портретной съемки в помещении. К сожалению, при недостатке света придется довольствоваться только встроенной вспышкой. В отличие от Casio Exilim EX-Р600 (Casio Exilim EX-P700), отдельного синхроконтакта нет, а встроенная вспышка дает предварительный оценочный импульс, который затрудняет использование внешних вспышек с системами синхронизации по световому импульсу.
У Casio Exilim EX-P505 нет и пульта дистанционного управления, что ограничивает ее использование в студии при макросъемке.
Значительное внимание уделено видео съемке.Цифровая камера Casio Exilim EX-P505 может снимать видеофильмы с разрешением 640х480 пикселей, частотой 30 кадров в секунду, с записью звука и возможностью изменения фокусного расстояния в процессе съемки. Есть несколько режимов, в том числе, с возможностью включения в видеоролик 5 секунд из буфера камеры, записанных до нажатия на спусковую кнопку. Формат видео MPEG4.
Заключение
Casio Exilim EX-P505 - симпатичная камера, габариты которой почти полностью определяются ее конструкцией. По сравнению со старшими моделями Casio Exilim EX-Р600 (Casio Exilim EX-P700), никаких преимуществ большее изменение фокусного расстояния реально не дает. Основными аргументами за приобретение этой камеры могли бы быть: поворачивающийся экран; очень большой для миниатюрных камер масштаб макросъемки; более простое, по сравнению со старшими моделями, крепление насадок; приятный внешний вид и, конечно, цена, если она будет ниже, чем у Casio Exilim EX-P700. К минусам можно отнести только один видоискатель, что затрудняет работу при ярком освещении; отсутствие синхроконтакта; отсутствие пульта дистанционного управления; пластмассовое штативное гнездо. Попасть в служебное меню пока не удалось, поэтому вопрос о возможности съемки в RAW остается открытым, но полагаю, что это только вопрос времени.
|