История со стаканом

Приведенная ниже фотография со стаканом была сделана просто так. Разбирая снимки, захотелось исправить цветопередачу. Адоби Лайтрум — средство проверенное, которым пользуюсь регулярно, поэтому выправить цвет решил в нём. Да не тут то было.


Исходное изображение, автоматический баланс белого

Первый подход

Как правило, любая цветокоррекция в Лайтруме делается за пару минут. Инструменты простые и наглядные. Баланс белого можно подправить одинаково как для Raw, так и для Jpeg. Что может быть проще пипетки и пары слайдеров?

Фокус с данным кадром не удался. Жёлтый оттенок остаётся всегда. Максимальный сдвиг ползунка температуры в холодном направлении проявляет дикие синие шумы в тенях.

Решать задачку сразу не стал. На очередном курсе по Лайтруму предложил слушателям поэкспериментировать со стаканом. И тут один из учеников, второй раз в жизни видящий Лайтрум, выдаёт вполне прилично выглядящий стакан.

Второй подход

Начинаем смотреть, разбираться. Для исправления цвета был использован инструмент баланса белого и замена цвета. Того самого пресловутого, жёлтого. В модуле редактирования слегка убираем пурпур и жёлтый. На вкладке HSL полностью выключаем насыщенность жёлтого. Величину значений вы можете подобрать сами, если возьмётесь попробовать правку. Метод применим не только в Лайтруме, но в других программах для фотографов.


Убрана насыщенность жёлтого


Результат правки в Лайтруме

Для меня решение стало только началом дальнейшего исследования. Почему одной пипеткой невозможно исправить оттенок на всех кадрах?

Фотошоп ответит

Загружаю картинку в Фотошоп. Просматриваю по отдельности цветные каналы. Такое безобразие в синем канале.

Информация в синем канале нулевая. Это значит, что компенсировать желтый оттенок за счёт синего просто так не получится. Какое бы усиление синего мы не делали, жёлтый будет преобладать. Или картинка превратится в изображение телевизора с плохой антенной.

Что произошло, когда мы обратились к вкладке замены цвета? В Фотошопе видно значительное улучшение качества синего канала. И сделалось это не просто исправлением контраста синего.

Однако мне исправленное изображение кажется не идеальным, в тенях видны полосы шума. Чуть заметная оставшаяся желтизна на изменение баланса белого реагирует резким выпадом синей мишуры в тенях.

Пробуем по новой

Скрытые действия Лайтрума выполним на более гибком и продвинутом уровне в Фотошопе. Проведём ручное подмешивание к синему каналу с целью его улучшения. Выберем наиболее красивый канал с хорошей детализацией. Например, зелёный. Скопируем его в отдельный файл. Далее выберем синий и применим команду Image -> Apply Image. В качестве источника выбираем зелёный, который мы перенесли в новый файл. А цель — синий канал исходного изображения. Режим смешивания нормальный, уровень процентов 70. О подробностях Apply Image можно узнать из документации Фотошопа. Там же описывается процесс выбора каналов.


Диалог смешивания каналов


Картинка после смешивания каналов

Жёлтый оттенок ушёл, но картинка стала немного оранжевой. Кривыми Фотошопа приводим оттенок к нейтральному. Можно выправить цвет и в Лайтруме. Все каналы в норме, поэтому для манипуляций поле широкое.


Вид кривых Фотошопа


Результат правки в Фотошопе, выбран несколько холодный тон

Смешивание каналов можно провести через специальный слой Channel Mixer. При этом остаётся возможность в дальнейшем вернуться из Лайтрума в Фотошоп для изменения канала.

Причины и результаты

Причиной проблемной для Лайтрума фотографии стал источник света. В спектральном составе синий цвет практически не представлен. В клубах, на концертах, различных шоу такие источники сплошь и рядом. Об ограничениях Лайтрума (равно как и других программ) знать полезно. Ещё нужнее находить обходные пути. В Лайтруме я использовал в данном случае с балансом белого снижение насыщенности жёлтого. Тесная интеграция с Фотошопом облегчает продвинутое редактирование.

В Фотошопе можно выяснить источник проблемы и устранить его. Результат со стаканом оказался лучше, чем правка только в Лайтруме. Для работы с испорченным цветом, плохим цветным каналом, мы воспользовались подмешиванием зелёного канала в синий. Улучшение синего позволило избавиться от неисправимого жёлтого оттенка. Шумы в тенях почти пропали. Смело можно проводить дальнейшую коррекцию с помощью Лайтрума.

     
Hosted by uCoz